Что на самом деле французы знают о русских?



Не думаю, что многие французы могут претендовать на глубокое знание России и россиян. Даже то немногое, что они полагают знать, и в чём они уверены, всё же весьма далеко от истины. Несомненно, что основа данной неосведомленности была заложена длительной изоляцией России на протяжении советского периода. В то же время, русские знают гораздо больше о Франции, чем обычные французы о России. Однако часто представления русских об образе мысли французов отражают реальности пятидесятилетней давности. Именно поэтому я пишу эту статью.

Что первое произносит обычный француз, говоря о России? Круг тем весьма ограничен: "Там холодно. Все люди, кроме олигархов, несчастны. Поэтому, они пьют слишком много водки и бояться выходить из дома. Мафия правит повсюду, и за всеми постоянно идёт слежка!"

Замечу, между прочим, что слово "олигарх" (oligarque) существует во французском языке, но почти не употребляется. Обычно люди используют другие термины, например "богатые". В глазах французов, эти самые богатые впадают в другую крайностью. Любой туристический агент вас заверит, что русские богаты и экстравагантны! Обычные французы представляют некий карикатурный персонаж: заядлого игрока, москвича, "нового русского" ("nouveau riche" по-французски), который купается в шампанском. И это второе из двух возможных представлений о россиянине. Как будто в России невозможно жить просто и размеренно!

Вы скажите, что в России, вероятно, также есть невежественные люди, и те, которых я называю "обычные французы" не исключительный пример. Хотя, на определённые темы даже образованные французы оказываются невежественны. В прошлом и я был таким же. Но хуже всего, на мой взгляд, другая довольно значительная часть французов, хотя и меньшая по количеству, кого я могу назвать "вечные революционеры". Она объединяет тех, кто полагает, что знает всё о мире, просто потому, что обобщает свой будничный опыт с идеологическими представлениями. Часто они просто дураки, так как имеют готовые ответы на все вопросы. При таком подходе всяческие, даже наиболее нелепые представления, становятся возможными. Социально-политический аспект, как правило, доминирует. В противоположность мрачной картинке всеобщей запуганности, некоторые из наших "революционеров" утверждают, что Россия станет примером для подражания. Стоит отметить, что очень часто, аргументируя своё мнение, наши "вечные революционеры" приводят в пример несуществующие факты. Например, в России всем доступны социальные блага: страховое здравоохранение, бесплатная медицинская помощь, бесплатные медикаменты, пособия по безработице и пенсии. Всё это куда лучше, чем во Франции. А люди поддерживают друг друга благодаря привычке, установившейся практически добровольно, жить в коммунальных квартирах. Другие, напротив, утверждают, что коммунизм всё ещё является действующей государственной идеологией. Частных предприятий не существует, также же, как свободы общения. Именно поэтому русским приходится проходить сложные административные процедуры, чтобы приехать во Францию. Именно русские власти чинят препятствия.

Международное положение России толкуется тоже по-разному, если судить по высказываниям участников пламенеющих в идейных баталиях политических форумах. Сегодня Россия чаще декларирует нейтральную позицию по отношению к международным конфликтам, не задевающим её прямых интересов. Поэтому те, кто считает себя врагами Запада, а также некоторые из их противников могут воображать Россию и российский народ в целом, как ближайшими союзниками, так и злейшими врагами. И часто в этих заявлениях нет логики. Например, альтермондиалист сторонник общества без границ, объединения культур воображает, что россияне разделяют его идеи только потому, что Россия не всегда согласна с западной позицией, и поскольку альтермондиалист всегда против Запада, не важно по какому поводу, он полагает, что Россия его поддерживает. Впрочем, и фундаменталист мусульманин воображает, что в российской провинции мусульмане безо всяких проблем имеют по четыре жены в паранджах, не так как в "злой Франции", где депутаты осмелились запретить эту практику.... Откуда берётся такая иллюзия? Россия поддерживает с властями Ирака или с Хамасом более гибкие отношения, чем многие другие страны. Тем не менее, большой любви к данным политическим силам, мне обнаружить среди россиян не удалось. Скорее наоборот! С другой стороны, эта наивная вера приводит к тому, что французы – не мусульмане воображают, что русские – не мусульмане чувствуют себе обязанными, как и они, забыть свою собственную веру, с тем, быть в праве ограничивать злоупотребления исламского радикализма, отрицая, таким образом, именно ту идентичность, которую они предполагают защитить. Многие из них верят, впрочем, что в России все религии навсегда исчезли во времена советского правления.

Наконец, как последний пример идеологических иллюзий французов, я хочу процитировать забастовщиков, а также участников погромов, свирепствующих во Франции в октябре 2010 года. Забастовщики предполагали, что люди повсюду в мире восхищаются их действиями и принимают их за образец защитников справедливости. В этот момент я был в России, и я имел возможность узнать во всех подробностях, что именно россияне разных социальных уровней думают об этих выступлениях. Не наш темпераментный и неуклюжий Саркози вызвал их насмешки, но сами французы. Россияне говорили, что забастовщики настолько безответственны, что способны довести страну до банкротства, что они ведут себя как избалованные дети в отношении своего Папы-государства. Ещё раз дух "вечного революционера" не хочет обращать внимание на реальные проблемы западного мира. Ещё раз отстаивание сугубо личных интересов представляется как благородная борьба за всеобщую справедливость, как впрочем, и любая другая забастовка на общественном транспорте во Франции.

Здесь я хотел бы рассказать о мнении (на мой взгляд, ничем неоправданным) большого количества россиян, с которыми я общался. Они считают, что российская нация не может разрешить проблемы, существующие в стране и обществе. Некоторые говорили мне, что у их страны нет будущего, и что люди думаю только о себе. Рискую разочаровать собеседников, я отвечал, что это вполне нормальное человеческое поведение, проявляющееся сильнее или слабее и присуще более чем 50% людей. Мы чаще замечаем это качество в тех, кто обладает властью, но только потому, что они имеют больше реальной возможности повлиять на жизнь других. Это, увы, неизбежно, хотя может быть ограничено до какой-то степени. Ещё раз повторю, что во Франции те, кто заявляет, что выступает за коллективные, защищает, прежде всего, свои личные интересы, интересы своей социальной и профессиональной группы, собственно они ведут себя как эгоисты. Во Франции никогда не происходит забастовок и демонстраций против коррупции. А коррупция существует, хотя и не столь заметная, как в России. Не существует забастовок и демонстраций против решений на международном уровне или злоупотреблений в судебных органах. Существует только один тип выступлений: акции требующие деньги у государства. Деньги для самих себя. И это всё. Акции, которые можно считать оправданными – выступления против предприятий выводящих свою деятельность в страны Азии. Цель этих предприятий зарабатывать больше и они несправедливо увольняют сотрудников. Вот они преимущества свободной торговли! Но именно эти протестующие не имеют больше возможности бастовать, так как у них больше нет работы, и поэтому о них почти и не говорят! А бастуют одни и те же, и говорят непрерывно об одних и тех же профессиональных группах и партиях.

Может быть, благодаря забастовочному движению дороги и коммуникации в Западной Европе в лучшем состоянии, чем в России? Не верь этому. Рискуя вызвать недовольство 20% россиян, скажу, что единственная причина нашего былого процветания заключается в том, что нам повезло не пережить 70 летнего периода строительства коммунизма, которое столь повредило России. И я не ищу других причин. Вы могли бы в этом убедиться если бы посетили Францию семидесятых годов. Несомненно, современную Россию есть за что критиковать, не моё дело соглашаться или отрицать наличие тех или иных проблем. Наблюдая несправедливость в своей стране, некоторые россияне склонны предполагать, что вне России всё безупречно. Во время путешествий они видят благополучие Франции и предполагают, что оно основано на взглядах и менталитете современного населения, забывая об произошедших значительных изменениях. А часть политически ориентированных французов поддерживает эту иллюзию, утверждая заведомую ерунду о влиянии забастовок на благосостояние в стране.

По этой же причине я прошу россиян умеющих читать по-французски относиться к суждениям французской прессы, в той же манере, в которой они критичны к российской. Хотя, французская пресса не преследуется властями, в настоящее время иные коррупционные дела или уклонение от налогов становятся причиной для таинственного исчезновения материалов из некоторых издательств. Это касается, например, дела "Бетанкура". С другой стороны, с начала 80 годов французское телевидение тайно было взято под контроль бывшими в то время у власти политическими силами и, таким образом, выучилось контролировать само себя и соответствовать норме провозглашённой политически корректной. Некоторая часть журналистов стала материально зависима от властей, после того как, прежние по приказу Франсуа Миттерана были отстранены от работы. А пишущие журналисты постепенно подтянулись, так как в глазах публики отличие их текстов от телевизионной картинки не было в их пользу. Французское, российское и все прочие правительства в курсе, что телевидение нужно контролировать для того, чтобы держать на своей стороне, или же оно будет против них.

Хотя во Франции упомянутая норма первоначально была свойственна журналистам с умеренно-социалистическими взглядами, она закрепилась, современные политики её переняли и она стала своеобразным стандартом даже для сторонников ультра-либеральной экономики. Они сохранили самую важную идею: модель идеального общества без традиционных основ, и некую саморазрушительную спесь, заставляющую верить, что мы следуем по единственному правильному пути и создаём универсальную культуру и цивилизацию. Время от времени кто-то из политических деятелей, к примеру, наш Николя Саркози, пренебрегает, часто неуклюже, этими нормами, пытаясь создать впечатление волевых слов и действий. Но это не более чем иллюзия силы, да и не впечатляет она скучающих французов. Так же как его предшественники и критики, он не поднимает реальные насущные проблемы. Их всё равно невозможно разрешить: Франция связана по рукам и ногам договорами ВТО и Европейского союза. Она больше не может контролировать свою экономическую политику и движется к неминуемому разорению. Радикальные экономические изменения необходимы. Сегодня Саркози официальный злодей, завтра будет кто-то другой, но реформы никто не планирует. До самого конца мы будем слушать бессмысленные перебранки по поводу второстепенных забот.

Уже сегодня мы видим это. Почему столько разговоров по поводу увеличения возраста выхода на пенсию на два года. Можно предположить, что через 10 – 15 лет безработица достигнет 30% и целые города станут опасными для проживания! Государство обанкротится и приостановит платежи. Россияне были в подобной ситуации. А многие французы не знают об этом, и даже не предполагают, что такое возможно. Вот о чём следовало бы подумать!

Тем не менее, в Западной Европе ещё много тех, кто полагает, что мы являемся примером для подражания. Все усилия были приложены к тому, чтобы сделать этот пример бесцветным и универсальным, с тем, чтобы его было бы проще воспроизвести. Мы сами уничтожаем наши традиции, привычки с одной единственной целью достичь выдуманного идеала: общества "готового к употреблению", которое можно было бы с легкость воспроизвести. Мы приютили переселенцев целыми племенами, представителей разных цивилизаций, воображая, что они будут поглощены и ассимилированы под влиянием нашего снисходительного и равнодушного, и в то же самое время вялого и покорного поведения. Сегодня они плюют нам в лицо потому, что мы слабы. Фанатичные враги Запада могут быть довольны, именно в этом они правы. Несомненно, что европеец высокомерен, самодоволен и вскоре вольно или невольно будет обречён на постоянную лень вследствие полной деиндустриализации континента. Вопреки тому, что утверждают иные, даже весьма образованные российские журналисты, большая часть рабочих мест было выведено в Азию, "гастробайтеры" не работают во Франции, как это было 40 лет назад.

С другой стороны, пароидальные ультранационалисты, которые есть и в России (национал-большевики, например), ошибаются, когда полагают, что единственная цель западных стран донимать восточных соседей и создавать конфликты. Повсюду в мире есть сумасшедшие, страдающие подобной паранойей. Это руководители определённых Ближневосточных стран, марксисты или неонацисты. Они полагают, что их проблемы только в отношениях с западом строем, но на самом деле они в конфликте со всем миром. Надеюсь, что немного русских принимает их идеи всерьёз.

Обычные французы настолько мало интересуются международной политикой, что их неосведомлённость в этих вопросах, вы даже не можете вообразить. Они не знаю и половины названий стран бывшего Советского Союза. Половина из них не сможет вспомнить точно имя Дмитрия Медведева, а один из четырёх не имеет не малейшего понятия, кто является руководителем Российской Федерации. Это касается и других стран Восточной Европы. Все знаю, что на Украине есть "блондинка с косой на голове", не зная точно, какой именно пост она занимает. Поэтому, если вы услышите от каких-нибудь сумасшедших, что Запад (кто именно чаще всего не уточняется) организует план по уничтожению России, воспринимайте это как ненаучную фантастику или как речи альтермондиалистов.

Значит ли это, что разговоры о России во Франции касаются исключительно социально-политических вопросов? В прессе, увы, почти, что так. Но мне удалось увидеть пару французских репортажей о России, освещающих культуру, искусство, архитектуру и историю таких городов, как Санкт-Петербург. Замечательная возможность обсудить более приятные темы! Но когда я вижу уровень знаний моих сограждан, я невольно задаюсь вопросом: "Кто-нибудь кроме меня смотрел эти передачи?" Я обнаружил, что каждый второй считает, что в советский период Санкт-Петербург назывался Сталинградом. Кое-кто даже предполагал, что Санкт-Петербург это называние города построенного уже в новой России. После некоторого замешательства всем удалось "расположить" Кремль в Москве, а не в Санкт-Петербурге. Матрёшка была известна каждому под названием "русская кукла", но немногие могли назвать другие традиционные сувениры или блюда. А водку вспомнили все! Говоря о напитках, следует отметить, что только 10% французов знают, что русские постоянно пьют чай во время еды (Французы пьют чай только во время полдника, примерно в четыре часа дня).

Некоторые имена нарицательные и части русских названий оставили свой след во французской речи. Вот пара примеров:
Слово "союз" известно как название ракеты, но никто не знает истинное значение этого слова. Для многих "союз" означает "русская ракета".
Прилагательное "большой" считается названием знаменитого "Большого театра", но никто, кроме тех, кто изучал русский язык, конечно, не знает, что это ещё и прилагательное со своим значением.
Слово "спутник", также как "союз" не воспринимается как имя нарицательное. Для французов "спутник" это первый советский спутник, запущенный в Советском Союзе, иногда также любой "российский космический аппарат".
Слыша слово "совет" каждый вспомнит о Верховном Совете, существующем в Советском Союзе. Но первоначальное значение слова неизвестно во Франции. Будьте осторожны, произнося слово "совет" в присутствии французов, они могут вообразить, что вы Советский Союз нахваливаете....
Наконец, я хотел бы заявить, что французы знают кто такой Чебурашка, но это было бы ложью. Чтобы знать российские фильмы и мультфильмы нужно, по крайней мере, иметь французско-русскую семью!

Тем не менее, стоит признать, что большинство французов могут назвать имена великих русских писателей, даже те, кто их никогда не читал. Имена Достоевского, Толстого, Пушкина произносятся всякий раз, но всех прочих знают только весьма продвинутые любители чтения. Творения Чайковского и русских балет являются также часть знания обыкновенного француза, хотя немногие знают что-то о музыкально-культурных взаимоотношениях между Францией и Россией.

В начале своего знакомства с Россией, любознательный как я француз, попадающий в разные житейские ситуации, часто удивляется, забавляется или даже смущается. Первое замешательство вызывает то, как россияне здороваются. В России существуют два способа. Первый просто сказать "здравствуйте" или "добрый день", глядя друг на друга, без пожатия руки или другого специального жеста. За руку здороваются мужчины, но только, если они давно не виделись. Второй способ это сильные братские объятия, практикующиеся между близкими или друзьями, также, если они давно не виделись. Во Франции же все пожимают друг другу руки. Это не делают разве, что с продавцом в магазине. Также, не колеблясь, целуются (то есть делают "bises" "биз": прикасаются щекой к щеке друг друга, два или четыре раза), что происходит даже между юношами и девушками, а между девушками даже при первом же знакомстве. Я догадываюсь, что "биз" воспринимается русскими как неприятная обязанность. Я и сам того же мнения! Французы говорят "bonjour" всеми кого встречают в любых местах за исключением самых многолюдных. В России этого не увидишь. И если некоторые французы могут назвать русских недоброжелательными, то русские могут подумать: "Но чего он от меня хочет!" С другой стороны, русские склонны гулять за ручку, даже, если между ними нет романтических отношений. Эту привычку я заметил среди молодёжи. Однако девушки и дамы, если вы протяните руку какому-нибудь французу во время прогулки, он может посчитать, что вы желаете с ним близких отношений.

Наконец, хорошо пообедавший француз попадёт в затруднение, если после обеда он должен посетить несколько русских домов. Трудно себе представить, что в любое время дня и ночи, если заходишь к кому-нибудь в гости обязательно нужно что-нибудь съесть! В этих же случаях я был приятно удивлен, увидев тапочки, которые выдают всем гостям. Эта привычка гораздо гигиеничнее и практичнее, чем ходить в уличной обуви на французский манер, претендуя, что так элегантнее...

В настоящее время, когда я уже узнал кое-что о России, какое впечатление страна производит в целом? Во-первых, вернёмся к суровому и безнадёжному мнению россиян о самих себе и своём будущем. Я думаю, что если общество в принципе не способно было бы исправлять свои недостатки, на земле не существовало бы уже людей. Настоящее России заслуживает определённой критики, но всё-таки заявления, что у страны никакого будущего, мне кажется, неоправданным. Обычный россиянин, в условиях суровее тех, к которым привык обычных француз, умеет быть ответственным, предприимчивым и независимым, а также радушным и открытым. Поездки в общественном транспорте не произвели на меня столь удручающее впечатление, как поездки в пригородных поездах региона Иль-де-Франс. Атмосфера постоянной опасности, которую я видел в одном параноидном французском фильме о России, на самом деле не существует! Конечно, проблемы существуют. Необходимо критиковать серьёзные нарушения, связанные с коррупцией и существующие, как следствие этого, беззаконие. И данная критика, я надеюсь, станет постоянной.

Однако я хотел бы предостеречь россиян против некоторых идей, которые могут показаться привлекальными только потому, что приходят извне. Открытый рынок и сотрудничество с другими странами замечательно, но полное подчинение (например, согласно учению сторонников ультралибералистического космополитизма) правилам нерегулируемого рынка, не улучшит вашу жизнь. Напротив! Возможно, что ваше экономическое развитие уже буксует под воздействием скрытной делокализации производства. Для нас сейчас уже слишком поздно об этом думать! Вот почему, я не поставил бы на Западную Европу...

Вернуться на главную страницу






  Новшество : Сейчас вы можете оставлять комментарии без отправки e-mail:

  (Ваше сообщение будет опубликована после контроля)



Вернуться на главную страницу